1.1. История села Белая Глина: от истоков до современности
В 1820 году на месте села поселился хутором крестьянин Рябошапка. Так как здесь было много свободной казенной земли, степь покрывалась роскошною травой, а по берегам реки росли непроходимые камыши, то хутор Рябошапки стал быстро увеличиваться новыми поселенцами, и в 1830 году из него образовалось село. Название свое село получило от большого количества добываемой на одной из площадей его, называемой «Глинище», хорошей, бедой, употребляемой для побелки домов глины.
В 19 веке село Белая Глина начало активно развиваться благодаря сельскому хозяйству и ремесленному производству. Жители занимались главным образом земледелием и скотоводством. Из хлебных растений здесь сеяли пшеницу, рожь, овёс, ячмень, коноплю, просто, гречиху. В большем количестве культивировали пшеницу. В средний урожай её собирали 60000 четвертей, а в хороший до 120000 четвертей. Появление первых школ, церквей (Николаевская, Новониколаевская, Покровская, Троицкая и т.д.) и общественных зданий способствовало формированию местной культуры. Архитектура того времени отличалась простотой и функциональностью, но также имела элементы народного стиля.
С началом 20 века село столкнулось с серьезными изменениями, связанными с революцией и последующими социально-экономическими преобразованиями. Коллективизация и индустриализация оказали значительное влияние на традиционный образ жизни местных жителей. Однако в этот период также произошло сохранение многих народных традиций, что способствовало формированию уникальной культурной идентичности.
В советский период село продолжало развиваться, но под воздействием идеологических изменений. Были построены новые здания, школы, однако многие старые постройки были утрачены. Тем не менее, традиционные праздники и обряды сохранялись, что помогало поддерживать связь с историческим наследием [1].
1.2. История заселения села и этнический состав населения
Исследование, проведенное в книге Тварчлеридзе А., указывает на то, что коренное население села состоит из малороссов и великороссов, переселившихся в данное место в основном из Воронежской губернии. При изучении метрических книг четырех церквей в Белой Гдине можно сделать вывод, что переселенцы, прибывшие в это село, происходили из различных регионов как России, так и Украины. Среди наиболее часто встречающихся губерний в метрических книгах церквей можно выделить: Воронежская, Орловская, Харьковская, Рязанская, Курская, Черниговская, Могилевская, Полтавская, Таврическая.
Из-за отсутствия в переписи населения 1897 года вопроса о национальности сложно однозначно оценить этнический состав жителей села Белая Глина на стыке XIX-XX веков.
Однако, при анализе традиций, можно предположить, что в быту и культуре преобладали русские элементы, что указывает на преимущественно русское происхождение основной части населения в селе Белая Глина. В дальнейшем доля украинцев была следующей по величине, за ними шли армяне, грузины, немцы, евреи и другие национальности.
В дореволюционное время термины «украинец» и «русский» имели различное значение, причем использование слова «украинец» было менее распространено. Люди из украинских губерний называли себя «хохлами», в то время как потомки переселенцев из русских губерний идентифицировали себя как «кацапы». Эти термины до сих пор живут в памяти старшего поколения [2].
1.3. Говоры села Белая Глина
История формирования населения Белой Глины показывает, что оно не было монолитным и в языковом отношении. Среди жителей этого района встречались носители южнорусских, русских и различных украинских диалектов. В процессе формирования языкового сообщества влияние оказывалось как со стороны русского, так и украинского языков, обусловленное этнической близостью между украинцами и русскими. Городской жаргон играл значительную роль в формировании речи в Белой Глине, так как в этом районе проживало множество ремесленников, торговцев и купцов. Влияние русского литературного языка также оказало свой след на местную речь. Белоглинский русский диалект представляет собой типичный представитель южнорусского наречия с влиянием украинского диалекта.
В южнорусских говорах существует множество слов, которые широко известны: например, "баз" – это открытый загон для скота, «бедарка» – двуколка, «чувал» – мешок, «худоба» – скотина, «дежа» – квашня, «рогач» – ухват. Не менее интересны украинские названия, такие как «кавун» – арбуз, «квасоляя» – фасоль, «цыбуля» – лук, а также «важить» – взвешивать, «вечерять» – ужинать, «нема» – нету, «нехай» – пусть.
Общаясь со старожилами села, можно услышать слова типа «хрухта», «шахран», «бухвет», «хорох», «гля». Можно сказать, что в результате взаимодействия двух родственных языков в Белой Глине сформировался местный белоглинский диалект [3].
1.4. Культурная жизнь
Жители нашего села на рубеже ХІХ-ХХ столетия были связаны между собой многочисленными общесельскими обычаями, праздниками и верованиями. Традиции совместного проведения досуга наших предков в основном те же, что и в центральных областях России и Украины. Мужики любили собираться у станичного правления, у трактира или на базарной площади. Когда в селе собирались ярмарки, то их посещали все жители. Обычно на ярмарку стекалось много бродячих артистов, приезжал и цирк. устраивались качели и карусели. Любимым развлечением белоглинской молодежи были улицы и посиделки.
По субботам и воскресеньям, а иногда и в будни парни и девушки с одного края села гуляли по 20-30 человек. Такие группы собирались в определенном месте и составляли так называемую улицу, которая была местом знакомств и свиданий. На улице разрешалось быть часов до 8-9 вечера, но, как правило, расходились только далеко за полночь, прибегая к разным хитростям и уловкам.
Парни могли гулять только в своем краю, а если они шли в другой конец села, то возникали жестокие драки. Так же, как и хождение девушки на другую улицу не поощрялось парнями своего края.
Посиделки (сиделки, вечерки, вечеринки) устраивались осенью и зимой в пустых или малонаселенных домах в разных краях села. На посиделках девушки выполняли разнообразные работы пряли, вязали или вышивали. Посиделки посещали и парни. Работы сопровождались рассказами, песнями, а иногда совсем прекращались и начинались танцы.
Известной особенностью русского быта были «странники-богомольцы» – чаще всего старики и старухи, ходившие по «Святым местам», нередко побираясь. Белоглинцы охотно принимали в своих домах странников. Бывали случаи, когда и сами жители, чаще всего женщины, отправлялись на богомолье, иногда даже в Киево-Печерскую лавру и Иерусалим.
Бывало – это тогда, когда выполнялось обещание – зарок, данное по какому-либо из ряда вон выходящему случаю. В Белослинском муже хранится стеклянная бутылка с иконостасом внутри. Сдал ее в музей Петр Матвеевич Джсжеров. Пять поколений хранилась бутыль в его семье. Отцова бабушка Евдокия Петровна Стоянина ходила в Иерусалим в 1880 г. – «богу молиться» и там приобрела бутыль с иконостасом.
Белоглинцы очень любили праздники, в первую очередь, это были религиозные праздники. Наиболее значительными и популярными религиозными праздниками Белой Глине были рождество и паска (великдень).
Очень широко и своеобразно отмечались в селе престольные праздники, то есть день святого, память которого была воздвигнута церковь. Возле церкви собиралось много народа, происходила общественная трапеза. На трапезу угощение собиралось со всего села. Богатым жителям села ничего не стоило выделить свинью или барана из своего стада. Такое пожертвование превозносилось, всячески восхвалялось и использовалось для усиления общественного авторитета «жертвователя».
Веселым зимним праздником были святки, длившиеся от сочельника до крещения! В сочельник родным и знакомым дети носили вечерю сладкую разварную кашу и получали подарки. В сочельник уже с конца XIX в. каждой семье происходила рождественская трапеза все садились за стол, покрытый белой скатертью, под которой насыпалось зерно и укладывалось сено (оно в последствии, давалось заболевшим животным, и им кормили скотину при выгоне на летние пастбища). Глава семьи дарил детям недавно родившихся животных и птиц. Выражением пожелания хорошего урожая, богатства и счастья был также широко распространенный в Белой Глине.
Молодежь, собрав во время колядок деньги и продукты, устраивала на святках вечеринки. На Новый год принято было ходить по домам посыпать в красном углу зерно. Святки кончались крещением (водосвятием) на реке (Иордане), устраивался крестный ход и молебен, после чего некоторые любители купались в проруби. На святках обязательным элементом было ряженье (коза, чудище, меланке). Среди детей был распространен обычай в первый день рождества «Славить Христа». Другой важнейший аграрно-календарный праздник масленица.
Хотя он отмечался у нас не так широко, как в центральных и северных губерниях России. После масленицы наступал великий пост. Весенний обряд заклинание весны был забыт, но все же многие хозяйки в этот день (21 марта)
по традиции выпекали для детей булочки в форме птиц Пасха (паска) считалась самым большим праздником. Как и во всей России, у нас в Белой Глине рано утром ходили в церковь разговляться. улицах в этот день устраивались гулянка, качели, карусели, катали крашеные яйца. Однако у нас бытовал обычай, широко распространенный у казаков на Кубани – обычай поминания умерших родственников. На первый или второй день пасхи на кладбище приходили и приезжали все родственники умерших, иногда со столом и самоварами, и устраивалась трапеза, не свойственных центральной России, на которой стремились угостить как можно больше людей, могилы поливали вином и оставляли на них еду. После паски начинались гулянья на улицах.
Троицкая обрядность была значительно развита у нас в Белой Глине. B четверг «строить садки». Обычно парии уже заранее выпрашивали у родных молодые деревца белой акации, очень распространенной в Белой Глине, которые вкапывались на каком-либо холме двумя кругами (один круг в другом). Внутри кругов устраивались скамьи здесь молодежь и проводила все гулянья. Девушки на Троицу надевали венки из цветов и зелени, цветами и зеленью украшали дома, ворота и калитки, а пол в доме посыпался свежескошенной травой.
День Ивана Купала (24 июня) у нас в Белой Глине почти не отмечался. Осенью отмечались покров, Николин день и тому подобные.
В быту у белоглинцев были распространены поверья, приписывающие некоторым людям сверхъестественную силу. Знахари (бабки) в своей практике использовали методы народной медицины, основанные на вековом, народном опыте (паренье, кровопускание, растирание, массажи, лекарственные растения). Вместе с тем, знахарское лечение всегда сопровождалось различными магическими действиями, заговорами и молитвами.
Широко были распространены, гак же как в других районах России, поверья о домовом (хозяине), генетически связанные с представлением о духах покровителях домашнего очага. Местопребыванием его белоглинцы считали чердак (горище). Обычно он «предупреждал» хозяев дома о несчастиях, которые должны произойти в семье болезни, смерти и тому подобному. Верили белоглинцы и в дворового покровителя скотины. Как и в Украине, в Белой Глине была распространена вера в ведьм женщин, продавших душу черту и подчиняющих вред людям и животным. Против ведьм кропили «святой водой», чертили на дверях и стенах кресты и т.п.
Хочется отметить, что для населения Белой Глины на рубеже XIX-XX столетия было характерно пестрое сочетание православных и архаических дохристианских религиозных представлений и обрядов, сложившихся в результате взаимодействия различных русских и украинских этнических и областных традиций, а также на почве близости казачьих традиций Кубани [4, 5].
1.5. Фольклорный ансамбль села Белая Глина «Родник»
С точки зрения рассмотрения традиций белоглинцев очень интересен фольклорный ансамбль районного Дома культуры с. Белая Глина. Свое начало ансамбль берет еще с 1964 года.
Участники коллектива являются носителями подлинной народной традиции. Все участники ансамбля являются местными жителями. Их родители тоже белоглинцы, поэтому они очень ценные информаторы, так как знают и помнят традиции и обряды своих предков.
Большую часть репертуара ансамбля составляет песенный фольклор села Белая Глина. Это исторические, лирические, рекрутские, солдатские, былины, шуточные, колядки, щедровки, частушки и так далее. Все эти песни ярко отражают жизненный уклад и моральные ценности крестьянства. В этом ансамбле поются исторические песни: «Командирик наш товарищ»; «По за гаем, гаем»; «Поехал казак на чужбину» и т.д. Так же поют песни, приуроченные к проводам во солдаты: «Да, бурят Ваньку», «Последний нонешний денечек», «Мой платочек». Поют лирические песни: «Калина» малина»; «Грушица»; «Пойду в рощу» и др.
Большой популярностью у зрителей пользуются такие песенные жанры как: частушки, припевки, шуточные, хороводные, плясовые и т.д. Они хорошо воспринимаются, потому что создают хорошее настроение, вызывают положительные эмоции. Так же эти жанры требуют сценического движения или хореографии. В репертуаре ансамбля очень много шуточных песен, («Как пошел я по дороге»; «А я с вечера хворала»; «Куры мои куры», «Всего неделю пью, пью», «Меня маты скородила») и плясовых («А кто в этом во дому»; «Ой, мальчишечка, да бедняжечка»; «Тут то нам полить»; «Курочки запели»; «Посидите мои гости»; «Молодка-молодка»; «Ох, позавидовал мужик»), а также большое количество частушек.
Наряду с песенными и хореографическими образами, в репертуаре ансамбля входят и театрализованные формы народного искусства с элементами фольклорного театра. К ним относятся обряды, Игры. Этот коллектив знает такие обряды, как посиделки, проводы в армию. Кроме бытовых обрядов, есть у них и календарные: масленица, рождественские, троица. Очень красивый и популярный сейчас обряд, который хорошо знают участники ансамбля это свадьба. В нем много компонентов, а также большое количество песен («Гостюшки»; «Как пойду я во зеленый сад гулять»; «Свашка-ворона», «Пьяница-пропойца»; «Ой, чи рада мати»; «Зоря моя белая», «Войди дружко в хату», «Наша коса не рублевая», «Вскрикнули гуси-лебеди»).
При изучении истории ансамбля удалось побеседовать с участницами провести индивидуальные опросы. Вообще, наши информаторы очень словоохотливы. Они рассказали много интересного о нашем селе и обрядах, бытовавших в нем. Результаты собранного материала весьма любопытны и показательны.
Валентина Николаевна Стадникова знает все этнические особенности песенного фольклора нашего села. Она вспоминает «Село наше были очень чистым, мы, молодые тогда девчонки и мальчишки, очень любили субботники, они проходили весело и шумно. Всегда с гармошкой, частушками. Плясали до упаду улица на улицу» «Тогда же у нас не быть дискотек, – продолжает разговор А.И. Сергеева, и гуляли мы «улицами». Ребята с гармошкой придут к нам на улицу поплясать, как раньше поиграть частушки, а мы старались лучше принарядиться. Но бывал развернутся и уйдут. Вы, говорят, и танцуете плохо, и песни петь стесняетесь. У каждой улицы было место, где все мы собирались, называли его кругом. И вот чтобы ребята к нам ходили, посреди круга закапывали живую кошку».
Г.Н. Жихарева говорит: «Особенно мы любили, праздники. Большим событием были проводы в армию. Как узнаем, что знакомого парнишку в армию забирают, так все девчонки начинают вышивать платочки. И у каждой из нас он свой, особенный. Кто-то на нем вышьет свои инициалы, а кто-то обвяжет края. Родители парня перед тем, как ему уйти в армию, собирали «вечер», приглашали всех знакомых к себе. Девчонки приходили со своими платочками и цепляли их на грудь будущего солдата. Гуляли все до самой зори. В этот вечер пели «Мой платочек с розовой каемкой». Перед выходом все садились на дорожку, а после солдата выводили со двора задом, это чтобы он обязательно вернулся домой. Провожали до самого вокзала, шли пешком и пели песню «Последний нонешний денечек, гуляю с вами я друзья».
«А я больше всего любила и люблю праздник св. Троицы, – вспоминает М. М. Анохина. У нас в Белой Глине он называется «Кукудоня». Помню, девчонками мы собирались у одной из нас дома, каждая приносила по 3 яйца. Мама хозяйки жарила яичню и варила молодую картошку. А мы в это время наряжали двоих в жениха и невесту, брали веточки в руки и выходили на улицу. Гуляли по всему селу со смехом, песнями, водили хороводы под песню «Кукудоня», также пели «Кума к куме приходила». Потом возвращались домой и все вместе ужинали».
Не оставалась равнодушной к нашему разговору и В.И. Терехина: «И зимние праздники все мы очень любили. Особенно в январе их много. Начинались они с шестого числа, когда все мы еще дети, носили каждый своей крестной «вечерю». А она ждала нас и не должна была есть до первой звезды. Потом обязательно чем-нибудь одаривала. Наутро 7 января мальчишки с песней «Рождество твое Христе Божие» ходили по дворам «Христославили». А мы, девчонки, вечером колядовали и пели «Святое Рождество» и «На горе, горе три церкви стоят».
«Потом была веселая рождественская неделя, мы катались на санках с ледяных горок, а вечером собирались у кого-нибудь в хате, танцевали и пели. 13 января девчонки щедровали с песней «Как на речке, на Ердане».
Потом все вместе у кого-нибудь дома разбирали сумку, смотрели, что же мы нашедровали. Утром, 14 января, мальчишки ходили с песней «Поле, поле сам выходя, дева Мария, есть просила». А впереди еще было Крещение Господне. Накануне этого праздника мы гадали: кидали валенок через хату куда носом повернет, в тот край и замуж выходить. Еще пли по улице и наугад «обнимали» частокол, сколько сможешь руками обхватить, потом считали – если четное количество частоколин, то в этом году в паре, то есть замуж выйдешь. Петуха на стол сажали, на котором были вода, зерно и т.д. Если петух к воде пойдет и пить станет – будет муж пьющий, если к зерну – быть хлеборобом».
Сам собой наш разговор плавно перешел к очень важному событию в жизни каждой девушки – к свадьбе. Мон собеседница оживились, в глазах одной из них заблестели слезы, она вспомнила свою свадьбу, своего покойного мужа, «Как давно это было, как будто по сне. Незамужние девушки раньше на свадьбах не гуляли, для них был вечер перед свадьбой. Они собирались у невесты, ее родители угощали. Девчонки пели песни, танцевали. Оставались на ночь, а рано утром, жгли «постель» – это была солома. И обязательно пели песню «Зара моя белая». Потом девушки помогали невесте «убираться». Всегда невесту приходили посмотреть соседи и знакомые. И вот подъезжает ко двору жених, но в хату заходит один дружко. В это время запевают «Войди, дружко, в хату» он сначала покупает стол, за которым сидит невеста. Когда начинает торговаться за косу, поют песню «Наша коса не рублевая». Продает косу обычно младший братик или сестричка невесты. Дружко заводит в хату жениха, и пока невеста и дружка пришивают им свадебные цветы, поют песню «О, по за садом, садом, садом по зазеленом саду».
Под песню «Вскрикнули гуси-лебеди», жених выводит невесту во двор, где она кланяется на четыре стороны, в это время поют «Съехала Татьяиушка со двора». К дому жениха подъезжают и поют «Ой, матка соколка, выгляни в окошко». Родители встречают молодых с хлебом и солью и иконою. Все садятся за столы, дарят молодым подарки, деньги. В доме жениха, в углу девушки раздевают невесту, расчесывают ей волосы, заплетают в куль. И с тех пор она не должна ходить простоволосая. В этом же углу, натягивают занавес, через который новобрачная бросала гребешок. Кто из девушек поймает, той быстрее всех замуж выходить. Кто хотел, от невесты ехали венчаться, но чаще всего так замуж и выходили привез в дом родителей, вот и стала замужней».
«А моя мама, – говорит В.Н. Стадникова, – рассказывала, что раньше было даже гак: засватают младшую сестру, а если старшая еще не замужем, то отец, мог этому парню отказать. Приезжает жених за своей невестой, а вместо своей любимой ее сестра. Но деваться было некуда, против родительской воли никто не мог пойти. Так и жили всю жизнь».
Таким, образом, сведения о селе и обрядах, собранные от участниц фольклорного ансамбля, весьма разнообразны и актуальны. Они по-своему дополняют традиции села Белая Глина.
1.6. Современные инициативы по сохранению культурного и исторического наследия села Белая Глина
Сохранение культурного и исторического наследия является одной из важнейших задач современного общества, особенно в условиях глобализации и стремительных изменений в различных сферах. В начале XXI века увеличилось внимание к вопросам сохранения местной культуры, что обусловлено осознанием ценности народных традиций и обычаев как неотъемлемой части идентичности народа. Современные инициативы по сохранению наследия включают как государственные программы, так и проекты, реализуемые местными сообществами, некоммерческими организациями и образовательными учреждениями.
На протяжении многих десятилетий Белоглинский историко-краеведческий музей организует экскурсии с целью познакомить посетителей с историей села Белая Глина. Одной из основных задач музея является научно-исследовательская работа по изучению обрядов и традиций культурной жизни белоглинцев, выявление особенностей традиций и обычаев жителей Белоглинского района.
Регулярные культурные события, такие как фестивали и ярмарки, способствуют привлечению внимания к богатому культурному наследию села.
Мероприятия, о которых идет речь, служат площадкой для демонстрации традиционных ремесел, кулинарных навыков и фольклора. Ежегодно в учебных заведениях Белоглинского района проводятся ярмарки и фестивали, направленные на сохранение уникальных традиций нашей малой Родины. Обычно ученики наряжаются в народные костюмы, окунаясь в атмосферу народного празднества.
Для передачи знаний о традиционных ремеслах и обычаях местных жителей проводятся образовательные программы и мастер-классы. Мастера народных промыслов на фестивалях обучают молодежь навыкам ткачества, гончарства и резьбы по дереву.
Образовательные программы и культурные мероприятия в селе Белая Глина способствуют не только сохранению культурного наследия, но и укреплению сообщества, повышению интереса к местной культуре среди молодежи.